Аннотация
к программе «Профессиональная переподготовка. Естествознание»
Программа «Профессиональная переподготовка. Естествознание» составлена
на основе Типового
положения об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования
специалистов, утвержденного постановлением Правительства
РФ от 26. 06.1995 № 610, с
учетом внесенных изменений
и дополнений (постановление Правительства
РФ от 10.03.2000 №213) и
приказом Минобразования России
от 03.04.2000 № 961 и учитывает
Рекомендации по итоговой
государственной аттестации слушателей,
разработанные на основе
этих документов, а
также Требования к
содержанию дополнительных образовательных программ, утвержденные приказом
МОПО от 18. 06. 97 г. №1221.
Данная программа предназначена
для оказания помощи
и поддержки учителю,
преподающему природоведение (естествознание) в 5 –
ом классе и
в перспективе планирующего
вести базовый курс
«Естествознание» в старшей
профильной школе (в соответствии
с концепцией профильного
обучения в гуманитарных, социально
– экономических и технико-технологических профилях).
В основу программы
положены деятельностный и гуманитарно-системный подходы.
Программа
ориентирована:
на формирование знаний
у учителей в
области истории, философии, методологии и
методики естествознания в
средней (полной) школе;
на решение
профессиональных задач, связанных
с обучением естествознанию, с которыми
слушатели могут сталкиваться в своей
педагогической практике;
на осуществление преемственности со
Стандартами профессионального и
общего образования;
на применение современных
образовательных технологий в учебном процессе,
модульности и вариативности обучения,
использовании активных методов
обучения и др.
Основными целями данной
программы являются:
формирование
теоретических представлений педагогов
по истории, философии и
методологии естествознания;
обеспечение
методической и консультативной поддержки
профессионального развития учителя,
преподающего естествознание;
совершенствование
практических навыков учителя,
обеспечивающих эффективное решение
педагогических задач при
обучении естествознанию.
Программа имеет соответствующею структуру,
состоящую из логически
увязанных между собой
тематических разделов и предусматривающую определенные
виды деятельности слушателей
по изучению их
содержания.
Раздел «История,
философия и методология
естествознания» посвящен проблемам
становления и развития
естественнонаучного знания, а
также методологическим аспектам
естественнонаучного познания.
Изучение раздела позволит
слушателям сориентироваться в
содержании естествознания, его
научном аппарате, источниках,
современных проблемах и
перспективах, вкладе естественнонаучных дисциплин
и математики в
развитии естествознания. Данный раздел
ориентирован на становление
у слушателей целостной
обобщенной
естественнонаучной картины мира
в ее историко-философском и
содержательном смысле.
Раздел «Образование и
общество» направлен на
информирование и профессиональное самоопределение слушателей
как активных субъектов
образовательной политики. В
этот раздел включены
вопросы по философии
и методологии образования, образовательному праву
и образовательной политике,
изучение которых позволит
слушателям сориентироваться в
современных требованиях к
системе образования в
целом и естественнонаучному образованию
в частности, поможет
осознать и скорректировать представления
о своих правах и
обязанностях, определиться в
проблемах и перспективах
своего профессионального развития,
уточнить свою педагогическую концепцию.
Раздел «Психолого-педагогические проблемы
образования» призван
обеспечить ознакомление педагогов
с новейшими достижениями
и приоритетами в
области психологической и
педагогической науки и
практики, в том
числе и в области естественнонаучного образования,
а также с
ключевыми проблемами современной
педагогики – гуманизацией и дифференциацией образования,
вопросами здоровьесберегающей педагогики
и эффективного использования развивающих
технологий в обучении.
Раздел «Содержание
и методика обучения
естествознания в школе» ориентирован
на совершенствование знаний
и умений учителей
в области обучения
предметам «Природоведение» и
«Естествознание», особенно в
старшей школе. Здесь
внимание уделяется, во – первых, осознанию и
осмыслению каждым слушателем
своих профессиональных проблем,
в том числе
и теоретического характера,
в осуществлении естественнонаучного
образования, во – вторых,
изучению содержания и
методики обучения природоведения(естествознания) в 5 – ом
классе и в
старшей школе, и в –
третьих, поиск оптимальных вариантов
поведения учителя, ориентированных на
развитие учащихся.
Программой
предусмотрены элективные курсы
по выбору. Вариативная часть
включает содержание, которое
может быть востребовано
слушателями в зависимости
от их профессиональных потребностей, например: «Основы
физики», «Основы химии»,
«Основы биологии», «Основы экологии».
Форма обучения по
данной программе может
быть разной – очной с
отрывом от работы;
очно - заочной с
частичным отрывом от
работы.
Программой предусмотрено определение
уровня подготовки слушателей
на основе разработанных
требований к знаниям
и умениям учителя
естествознания.
Независимо от формы
обучения слушатели выполняют
письменные контрольные работы
по истории, философии
и методологии естествознания, сдают
зачеты по разделам,
междисциплинарный экзамен по
истории, философии, методологии
естествознания и методике
обучения естествознания и выполняют
дипломный проект по
выбранной теме, который
является основной частью
комплексного подведения итогов
обучения по программе.
Директор программы:
_____________________/Никифорова
Е.И./