Факультет естественнонаучного и математического образования (ЗабКИПКРО)


Четверг, 16.05.2024, 08:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Новинки копилки
План-конспект урока по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму"
План-конспект урока по теме "Разложение многочлена на множители способами группировки"
Русское деревянное зодчество
Древесина. Ее применение
Степень с натуральными показателями!
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Новости » Статьи » Статьи

Статья Сычевой О.А.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.А. Сычёва, Забайкальский многопрофильный лицей-интернат

Изменения в современном образовании, в частности, введение федеральных государственных образовательных стандартов («второго поколения») предъявляют новые требования к образовательному процессу. В сфере экологического образования повышения его качества можно достичь, учитывая уровни его усвоения.
В современной научной литературе содержание термина  «экология» понимается шире, нежели это было определено Э. Геккелем. Сегодня оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как система отношений человека к себе, обществу, природе, как интегральная по своей сути дисциплина. Как показывает анализ научной литературы, большинство ученых и педагогов, работающих в сфере экологического образования, поддерживают идею метапредметности науки, отмечая ее мировоззренческий, надпредметный, прогностический, междисциплинарный характер.
Непонимание вышеназванных положений, как показывает практика, находит свое отражение и  в преподавании предмета «экология» (вариативный компонент базисного учебного плана), когда, подменяя истинную его цель и сущность, учитель пытается вооружить учащихся лишь комплексом экологических знаний.
Организуя работу по экологическому образованию в Забайкальском многопрофильном лицее-интернате («Региональная экология», 8 класс), мы ознакомились с современными исследовании в этом направлении. Поскольку целью экологического образования является становление экологической культуры, мы рассмотрели сущность этого понятия: экологическая культура – это реализованные в деятельности (поступках, поведении) экологические мировоззрение и сознание. Для нашей работы важны выводы многих исследователей    (М.Ю. Гильденков [1], А.Н. Захлебный [2] и др.) о большом влиянии деятельности на формирование экологической культуры у школьников. Именно деятельностный подход к образованию и его результатам значительно отличает экологическое образование от других предметных областей.
Таким образом, экологическое образование, на наш взгляд, одна из немногих образовательных областей, ставящая перед обучающимися серьезную и глобальную цель – формирование экологической культуры. Поэтому овладение знаниями является не главной целью, а лишь средством для становления на их основе экологической культуры личности.
Мы считаем, что при формировании экологической культуры школьников, являющейся комплексным результатом экологического образования, необходимо главный акцент сделать на формировании экологической компетентности через организацию практических видов деятельности, основой для осуществления которых будет система экологических знаний и умений, ценности и отношения.
Формирование экологической компетентности возможно лишь при организации реальной практической деятельности учащихся преимущественно в ближайшем социоприродном окружении. Поэтому, определив универсальный, мировоззренческий характер экологического образования и экологическую культуру как основной, комплексный его результат, мы видим необходимость отметить далее, что основная роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения принадлежит образовательной среде школы как фактору, способному обеспечить формирование эколого-ориентированного сознания растущего человека.
Таким образом, экологическое образование как процесс и результат становления личности, обладающей определенным уровнем экологической культуры, многоаспектно. Осмысление рассмотренных выше идей и мнений позволило выделить специфические черты экологического образования, которые мы учитываем при осуществлении экологического образования, в частности, такие как:
-       универсальность, междисциплинарный, мировоззренческий характер, прогностичность экологического образования, целостный характер  воздействия на все сферы личности (эмоциональную, ценностную, когнитивную, деятельностную);
-       активная направленность на формирование ценностей, в частности принятие экологического императива, которым следует руководствоваться в дальнейшей жизни и принимать в соответствии с ними самостоятельные решения;
-       подчиненность экологического образования современным идеям «образования для устойчивого развития», которое  призвано переориентировать всю систему образования в соответствии с идеями устойчивого развития; следовательно, экологическое образование как часть образования также будет совершенствоваться и дополняться в направлении изменения стереотипов поведения, стиля жизни, формирования ценностей и отношений, стимулирования социоприродной активности;
-       направленность на активное формирование практических и проектных умений, в частности, принимать целесообразные решения и разрешать экологические проблемы, осуществлять значимую для социоприродного окружения деятельность.
Поскольку мы рассматриваем качество экологического образования старших школьников, кратко  рассмотрим сущностные характеристики этого возраста.
скачать полную версию 
Категория: Статьи | Добавил: karelin (01.05.2011)
Просмотров: 1027 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статьи [4]
Публикации сотрудников [0]
Публикации учителей [0]
информационно-методические письма [11]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Краевой институт повышения квалификации
  • Министерство образования края
  • Орфография
    Система Orphus
    Наш адрес: г. Чита, ул.Ленина, 162  тел. 8(302)26-35-31                        fen.ipk@zabedu.ru © KarelinСделать бесплатный сайт с uCoz