Проектирование индивидуального образовательно-профессионального
маршрута формирования готовности учителя к инновационной деятельности в
процессе повышения квалификации
Раитина Наталья Ивановна
Старший методист
по физике ГОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования», г.Чита
E-mail: RaitinaNI@mail.ru
Изменения, происходящие в современном
образовании, направлены на обеспечение обучающимся свободы выбора, развитие и
самоопределение, а также самостоятельность и ответственность в принятии
решений. Одной из основных задач системы образования считается переориентация
на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию
развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно
принимающего решения. При этом обучающиеся должны быть готовы определиться в
своих потребностях, способностях и спланировать свою деятельность по достижению
поставленных целей.
Сегодня в образовательных учреждениях
уделяется все большее внимание созданию условий ответственного выбора
обучающихся, их самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе.
По мнению О.В. Акуловой, Н.А. Лабунской, Е.В. Пискуновой,
Е.В. Поповой, А.П. Тряпицыной, Н.Л. Шубиной, такие условия
возникают при реализации индивидуально-ориентированного образовательного
процесса, направленного на формирование
профессиональных компетенций в избранной области профессионального образования [2;
3].
Анализ современных психолого-педагогических
исследований позволяет констатировать, что наиболее полно реализовать
индивидуально ориентированный процесс повышения квалификации возможно при
проектировании и реализации индивидуального образовательно-профессионального
маршрута (далее - ИОПМ).
ИОПМ формирования готовности учителя к инновационной
деятельности в процессе повышения квалификации подразумевает проектирование
плана действий с описанием задач, решение которых должно быть направлено на
достижение результата, с описанием методов и средств решения задач, с описанием
планируемого результата. (Сущность понятий «инновационная деятельность
учителя», «готовность учителя к инновационной деятельности» отражена в других
наших публикациях [4]). ИОПМ отражает профессиональные потребности учителя и
проектируется с учетом имеющегося у него субъективного опыта осуществления
инновационной деятельности в образовательном учреждении. Проектирование и
реализация ИОПМ формирования готовности учителя к инновационной деятельности,
осуществляются на основе модульного подхода [3].
Формирование готовности
учителя к инновационной деятельности в процессе повышения квалификации
происходит на специально разработанных курсах повышения квалификации. При этом
для обеспечения возможности проектирования и реализации ИОПМ программа
повышения квалификации включает в себя различные части: инвариантную, состоящую
из обязательных для освоения модулей; вариативную, предполагающую возможность
выбора модулей обучающимися; индивидуальную, отражающую направление исследовательской
работы учителя в соответствии с потребностями учителя и школы и направленную на
создание совокупности инновационных образовательных продуктов (например,
проектов).
скачать полную версию
|