Факультет естественнонаучного и математического образования (ЗабКИПКРО)


Четверг, 16.05.2024, 10:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Новинки копилки
План-конспект урока по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму"
План-конспект урока по теме "Разложение многочлена на множители способами группировки"
Русское деревянное зодчество
Древесина. Ее применение
Степень с натуральными показателями!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Новости » Статьи » Статьи

Статья Филинова А.В.

     

ЭКСПЕДИЦИИ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

Филинов Александр Викторович, к.п.н., учитель географии и экологии МОУ  СОШ п. Нагорный, Нерчинский район  Забайкальского края

 

«Человечество далее не может стихийно строить свою

историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы,

от которой человек неотделим…» 

В.И. Вернадский

    В настоящее время  экологическое образование  стоит перед неизбежностью перехода на качественно новый уровень. Речь идет о создании новой модели школьного экологического образования – образования для устойчивого развития. Экологическое образование для устойчивого развития – это современный этап развития экологического образования на основе идей устойчивого (сбалансированного) развития природы и общества. Оно «призвано формировать у школьников способность проектировать свою жизне(деятельность) на основе идей устойчивого развития, с учетом ее экономических, социальных и экологических последствий для состояния окружающей среды, здоровья людей и безопасности жизни» [1, C.154-155].

   Международные рекомендации о принципах конструирования экологического образования ориентируют педагогов на «непрерывность, преемственность, экологизацию любого предметного обучения, тесное и гибкое сочетание разных форм». Ведущими учеными сегодня обсуждается структура надпредметной сквозной образовательной  области с 1 по 11 класс, которая представляет систему учебных модулей, элективных курсов, возможно – и предметов вариативного компонента, факультативов, летних экологических практикумов, социально ориентированных экологических проектов [2].

   В настоящее время в философской и педагогической литературе ученые констатируют эволюционную трансформацию экологической культуры в культуру устойчивого развития (по Н.М. Мамедову). Культура устойчивого развития, по мнению С.В. Алексеева, это новое качество экологической культуры. Это новое качество достигается  «за счет расширения всех составляющих экологической культуры: когнитивной (знаниевой), аксиологической (ценностно-смысловой) – за счет смещения шкалы ценностей в направлении экологических ценностей, деятельностной (практикоориентированной) – за счет интеграции различных видов экологической деятельности» [3, C.24]. 

   Необходимо подчеркнуть важность краеведческого подхода как важнейшего дидактического принципа экологического образования. Специалисты … отмечают следующие приоритеты краеведческого подхода к обучению: основательность усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии, выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями, наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу, вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность [4, C.66].  Экологическое краеведение выступает фактором развития экологического образования, содействует развитию экологической культуры учащихся, т.к. позволяет комплексно решить задачи экологического образования, накапливать у школьников опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.  

   Зарубежный и отечественный педагогический опыт показывает, что знание – лишь фундамент экологического образования. Чтобы научить школьника мыслить, чувствовать, и действовать экологично, нужны продуктивные формы внеурочной деятельности школьников.

    Одной из таких форм, на наш взгляд, являются экологические экспедиции школьников. Экологические экспедиции имеют ряд преимуществ по сравнению с другими внеурочными формами деятельности  (экскурсиями, походами и др.). Они отличаются, во-первых, продолжительностью исследований (5-7 дней), позволяющей закончить намеченную программу; во-вторых,  приобщают учащихся к системным полевым исследованиям; в-третьих, школьники участвуют в социально-значимой деятельности,  в результате которой организуются и создаются охраняемые природные территории (памятники природы, заказники и др.).

   Работа в экологических экспедициях в нашем примере опирается на систему взаимосвязи учебной и внеучебной работы, теоретические вопросы которой обоснованы автором в диссертации [5]. Система представлена краеведческим факультативным курсом «География и природопользование Нерчинского административного района» (учебная работа), занятиями географо-краеведческого кружка, географического клуба «Пилигрим», проведением экологических экспедиций (внеучебная работа). Полевые исследования проводятся по специальным методикам. После изучения природных комплексов или отдельных компонентов природы проводятся школьные конференции.

   Проведенные экологические исследования (17 экспедиций)  можно сгруппировать в три направления: геоботанические, палеонтологические, геологические и орнитологические (изучение журавля красавки).

   Многолетние исследования (с 1987 по 2009гг.) природных объектов района позволили создать учебные карты: «Редкие растения Нерчинского района», «Охраняемые природные территории», «Геоэкологические условия района». В результате исследований школьников создан геологический памятник природы «Савватеевские копи самоцветов», ботанический заказник по охране водяного ореха на озере Комогорцевском, путеводитель по р. Нерча.  В школе накоплен богатый материал в виде докладов, коллекций, гербария, фотографий и др. Это позволило создать экспозиции школьного музея по охране природы района, эколого-краеведческую библиотеку, архив.

   По нашему мнению, деятельность в экологических экспедициях является важнейшей в развитии экологической культуры подростков. Именно в экспедиции происходит этап (состояние) развития (или неразвития) экологической культуры школьников. Экологическая экспедиция – это то развивающее поле, где реализуются важнейшие условия, принципы и задачи экологического образования. Напомним  какие . Из условий – это соблюдение норм и правил поведения в природе; умений и навыков по изучению и охране природы. Из принципов экологического образования - это единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды. Из задач: овладение прикладными знаниями и умениями оценки состояния окружающей среды. В результате деятельности развиваются такие важнейшие качества ответственного отношения к природе,  как эмоционально-ценностные установки, убеждения, деятельность по охране природной среды.

   Важнейшим условием деятельности школьников в экспедиции является результат. При проведении экспедиций необходимо четко ставить цели, важно, чтобы учащиеся видели значимость своей работы.  

   Деятельность школьников в экспедициях состоит из этапов. Рассмотрим в качестве примера этапы и способы эколого-краеведческой деятельности подростков в экологической экспедиции по изучению и охране водяного ореха.

скачать полную версию
Категория: Статьи | Добавил: karelin (01.05.2011)
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статьи [4]
Публикации сотрудников [0]
Публикации учителей [0]
информационно-методические письма [11]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Краевой институт повышения квалификации
  • Министерство образования края
  • Орфография
    Система Orphus
    Наш адрес: г. Чита, ул.Ленина, 162  тел. 8(302)26-35-31                        fen.ipk@zabedu.ru © KarelinСделать бесплатный сайт с uCoz