Аннотация

к  программе  «Учитель  профильной  школы»

Данная  программа  основывается  на Типовом  положении  об  образовательном  учреждении  дополнительного  профессионального  образования (повышения  квалификации) специалистов (Приказ Минобразования № 961 от 03. 04. 2000г.),  положениях  Концепции  повышения  квалификации,  одобренной  Ученым  советом  ЧИПКРО (март  1998 г.)  и  учитывает   Требования  к  содержанию  дополнительных  образовательных  программ, утвержденных  Приказом  МОПО  от   18.06.1997 г. №1221.
Профильное  обучение – современное  комплексное  средство  повышения  качества,  эффективности  и  доступности общего  образования,  которое  позволяет  за  счёт  изменений  в  структуре,  содержании  и  организации  образовательного  процесса  более  полно  учитывать  интересы,  склонности  и  способности  обучающихся,  создавать  условия  для  образования  старшеклассников  в  соответствии  с  их  профессиональными  интересами  и  намерениями  в  отношении  продолжения  образования.  При  этом  существенно  расширяются  возможности  выстраивания  обучающимися  индивидуальной  образовательной  траектории,  обеспечивается  боле  высокий  уровень  их  подготовки  для  продолжения  образования  в  избранном  направлении,  заметно  снижается  учебная  нагрузка.
Введение  профильного  обучения  предполагает  осуществление  системы  мер  и  мероприятий,  направленных  на  создание  системы,  практика  деятельности  которой  позволяет  решать  задачи  профильного  обучения  школьников.  Основные  трудности  процесса  введения  профильного  обучения  заключаются, во – первых,  в  новизне  организационно – педагогического  подхода, предложенного  в  «Концепции  профильного  обучения» (2002 г.);  во – вторых,  в невозможности  использовать  наработки  в  области  углублённого  обучения,  имеющиеся  в  практике  школ  с  конца 1960 г.; в  третьих, в  отсутствии    опыта,  связанного  с  индивидуализацией  обучения,  сетевым  сотрудничеством  и  компетентностным  подходом  в  общем  образовании.
Введение  профильного  обучения  всегда  связано  с  привлечением  принципиально  новых  ресурсов  и образовательных  технологий  в  школьную  образовательную  систему. Одной  из  наиболее  сложных  проблем, возникающих  в  связи  с  введением  профильного  обучения,  является  кадровое  обеспечение,  которое  включает  организационные,  информационные,  научно – методические,  материально – технические,  финансово – экономические,  социально – бытовые и другие  аспекты.
Для  реализации  профильного обучения  в  школе  необходим  учитель,  имеющий  собственные  идеи,  проявляющий  интерес  к  разработке  новых  учебных  программ,  обладающий  высоким интеллектуальным  потенциалом  и  научной  компетенцией. Педагог  профильной  школы  должен  иметь  хорошую  методическую  подготовку,  владеть  различными  методами  познавательной  деятельности  учащихся  на уроке,  проводить  вместе  с  ними  поисково-исследовательскую  работу,  укрепляющую  их  интерес  к  учебному  предмету.  Педагог  профильного  обучения – это  организатор  учебной  поисковой работы,  наставник, консультант. 
Предметы  естественнонаучного  цикла  в  общем  образовании совершенно  особые  предметы,  которые  требует   от  учителей специальных профессиональных   знаний  содержания  предмета и  профессиональной   компетентности  в организации   учебного  процесса.  Для  учителя  профильной  школы к  указанному  добавляются  ещё и серьёзная  методологическая  подготовка, развитые  исследовательские и  творческие  умения,  что  особенно  важно. Кроме  этого, у  учителей  возникают  трудности  с  адаптацией  к  неожиданным  методически  сложным  поворотам  учебно-воспитательного  процесса  не  только  из-за  включения  в  него  новых  технологий  обучения,  но  из-за  особенностей  и  необходимости  дифференциации,  как  самой  старшей   школы,  так  и  внутри  класса,  а  также  из-за  интеграционных  процессов,  происходящих  в  среде  естественнонаучных  дисциплин. 
В  связи  с  особенностями  предметов  естественнонаучного  цикла, их  местом    в  образовательном  процессе школы  и   задачами,  стоящими    в  свете этого   перед  ними, у  учителей профильной  школы должны  быть  сформированы  определенные  профессиональные  умения,  являющиеся специфическими  компонентами  профессиональной  компетентности  учителя  профильной  школы, например:
Данная  программа  призвана  помочь  учителю  в  решении    проблем, связанных  с  формированием  и  эффективным  применением  приведённых  умений,  поэтому  целью  профессиональной  переподготовки по  программе  «Учитель  профильной  школы»  будет  являться:
В  целом  структура  и  содержание  данной  программы  направлены  на создание  условий  для  профессионального  развития  и  саморазвития  учителя  профильной  школы, включающей  обеспечение  информационной,  методической  и  консультативной  поддержки, и  совершенствование  практических  навыков,  обеспечивающих  эффективное   решение  педагогических  задач  при  профильном  обучении  предмету.
Система  естественнонаучного  образования  складывается  из  названных  трёх  компонентом,  каждый  из  которых  решает  свои  задачи.  Исключение  или  некачественная  реализация  какого – либо  компонента  разрушает  систему  и  приводит,  в  конечном  итоге,  к  неудовлетворительным  результатам. Особенно это  влияет  на  качество  профильного  обучения  естественнонаучным  дисциплинам.
Поэтому  программа   ориентирована  прежде  всего:
 - на  формирование   знаний  в  области  естественнонаучного  образования,  адекватных  современному  уровню  развития  экономики,  науки  и  технологий,  и  методики преподавания  предметов  естественнонаучного  цикла  на  профильном  уровне;
-  на решение  профессиональных  задач, с  которыми  слушатели  могут  сталкиваться    в своей  педагогической  практике при  обучению  предметам  на  профильном  уровне;
-  на  осуществление  преемственности  со  Стандартами  профессионального  и  общего  образования;
-  на    применение  современных  образовательных  технологий  в  учебном  процессе,  в  том  числе,  модульности   и   вариативности  обучения,  использования  интерактивных  методов  обучения  и  др.
Все  это  может  быть  реализовано  на  основе  принципа  системности  через  особую  структуру  построения  содержания профессиональной  переподготовки  учителей  профильной  школы,  состоящую  из  логически  увязанных  между  собой  тематических  блоков  и  видов  деятельности  внутри  них.
Первый  раздел  программы  «Философско-методологические  основания  профильного   естественнонаучного  образования»   посвящен  проблемам  становления  и   развития   естественнонаучного  знания,  а  также  методологическим  аспектам  естественнонаучного  познания. Изучение  раздела  позволит  слушателям  сориентироваться  в научном  аппарате  естественнонаучных  дисциплин,  источниках,  современных  проблемах  и  перспективах  развития,  вкладе  естественнонаучных  дисциплин  и  математики  в  развитии  информационного  общества. Данный  раздел  ориентирован  на  становление  у  слушателей   целостной  обобщенной  естественнонаучной  картины  мира   в  ее  философско-методологическом   и  содержательном  смысле.
Второй    раздел  «Образование  в  современном  мире»  направлен  на  информирование  и  профессиональное  самоопределение  слушателей  как  активных  субъектов  образовательной  политики.  В  этот  раздел  включены  вопросы  по  философии  и  методологии образования,   образовательному  праву  и  образовательной  политике,  изучение  которых  позволит  слушателям  сориентироваться  в  современных  требованиях  к  системе  образования  в  целом  и  естественнонаучному  образованию  в  частности,  поможет  осознать  и  скорректировать  представления  о своих  правах  и  обязанностях,  определиться  в  проблемах  и  перспективах  своего  профессионального  развития,  уточнить  свои  педагогические  позиции  и  концепцию.
Третий  раздел «Психолого-педагогические  основания профильного естественнонаучного  образования» призван  обеспечить  ознакомление  педагогов  с  новейшими  достижениями  и  приоритетами  в  области  психологической  и  педагогической  науки  и  практики и прежде  всего,  в  области  личностно – ориентированного  и  вариативного  образования,  а  также  с    проблемами  современной  педагогики – образованием,  построенном  на  основе  компетентностного  и  деятельностного  подходов,  формированием  ключевых  и  предметных  компетенций, обеспечением  развития  учащихся  на  основе  их  индивидуальных  образовательных  траекторий,  условиями  совершенствования  качества  образования.
Четвертый   раздел  «Содержание  и  методика  обучения  естественнонаучным  дисциплинам  на  профильном  уровне»  ориентирован  на  совершенствование  знаний  и  умений   учителей  в  области  обучения  предметам  естественнонаучного  цикла  на  профильном  уровне в  старшей  школе. Раздел  состоит  из  четырёх  модулей,  каждый  из  которых  посвящён  одному  из  предметов.  Здесь  значительное  внимание  уделяется  осознанию  и   осмыслению  каждым  слушателем  своих  личных  проблем,  в  том  числе  и  теоретического  характера,   в осуществлении естественнонаучного    образования  и    поиск   оптимальных  вариантов  поведения  учителя,  ориентированных  на  развитие  учащихся.   Для  этого  используются  соответствующие  формы  повышения  квалификации (анализ  и  моделирование  уроков,  тренинги  личностно – профессионального  роста,  дискуссии,  имитационные  игры  и  т.п.).
Слушатели  осваивают    данную   программу  в   отрывом  от  работы.  Однако  при  необходимости  педагоги  могут  изучать  программу  и  в  заочной  или  дистантной  форме. Такие  возможности  в  программе  предусмотрены.  В  данном  случае  составляется  индивидуальная  образовательная  программа  учителя,  учитывающая  все  требования  к  освоению  программы.
Программой  предусмотрены  во  время  очного  обучения  (сессии) лекционные, практические  и  семинарские   занятия,  формирующие  и  развивающие    представления  учителя по  философии  и  методологии  естественнонаучного  образования, по содержанию и  методике  обучения   предметам  на  профильном  уровне, что  способствует   приобретению учителем  специфических  знаний  и  умений, необходимых для  обучения  школьников  старшей  школы  на  профильном  уровне.
Во  время  заочного  обучения (между  сессиями)  в   программе  переподготовки  предусмотрены  вопросы  для  самостоятельного  изучения  и  повторения  некоторых  тем,  задания  для  подготовки  к  предстоящим  семинарам, экзаменам.  В  межсессионный  период  слушатели   проходят  стажировку,  а  также   осуществляют    подготовку  выпускной  квалификационной  работы.
Программой  предусматривается  пять  сессий.  Каждая  сессия  включает  в  себя   обязательные  зачетные  мероприятия     по  разделам  учебно-тематического  плана.  
Данная  программа  представляет  собой  инвариантную  часть  переподготовки  учителей. 
Вариативная  часть  программы  предусматривает  включение  в  учебный  план  курсов  по  выбору:  слушатели  в  зависимости  от   своих  потребностей  выбирают  тот  или  те  курсы,  которые  решают  проблемы  их  профессиональных  затруднений,  связанных  с  содержанием  какой – либо  естественнонаучной  дисциплины.
Независимо  от  формы  обучения  слушатели  сдают  зачеты  по всем   разделам   учебного  плана  и  два  экзамена – письменный  и  устный,  и  выполняют   выпускную  квалификационную  работу  по  выбранной  теме,  который  является   основной   частью  комплексного  подведения  итогов  обучения  по  программе.                   
Работа  учителя  на  курсах  независимо  от  формы  обучения    начинается  входного  контроля – предварительного  определения  имеющихся  у  него  профессиональных  знаний,  умений,  навыков  и  отношения  к  происходящим  в  образовании  процессам. Учителя  отвечают  на  вопросы  анкеты – опросника.  Их  ответы  позволяют  сделать  определенные  выводы  относительно  их  профессиональных  качеств,  знаний  и  умений  в  области  теории  и  методики  профильного  обучения и  на  этой  основе  скорректировать  учебный  план  переподготовки, сделав  его  личностно – ориентированным.
Все  последующее   участие  педагогов  в  работе  курсов  подвергается    промежуточному  контролю,  когда  учителя  в  ходе  проходящих  дискуссий, собеседований,  практикумов,  тренингов,  деловых  игр  и  выполнение  тестовых  заданий и др.  определяют  происходящие  изменения  в  их  умениях  и  навыках  (самоконтроль).  При  этом лекторы  и  сами  слушатели   получают  возможность  сделать  выводы  об  эффективности    проводимых  занятий.  По  итогам  изучения  отдельных   тем слушатели  выполняют  контрольные  работы,  которые  указаны  в  программе.    Изучение  ряда  тематических  разделов  завершается  зачетом  или  экзаменом.     
Заканчивается профессиональная  переподготовка  по  данной  программе  защитой  выпускной  квалификационной  работы  по   выбранной  слушателем теме.