Аннотация

к программе  длительного повышения квалификации «Профессиональное мастерство педагога»

Данная  программа  составлена  в  соответствии  с  Типовым  положением  об  образовательном  учреждении  дополнительного  профессионального  образования  (повышения  квалификации)  специалистов,  утвержденным  постановлением  Правительства  РФ  от  26.06.1995 № 610,  с  учетом внесенных  в  него  изменений  и  дополнений (постановление  Правительства  РФ  от  10.03.2000 № 213)  и  Приказом  Минобразования  России  от  03.04.2000 №961,  учитывает  Требования  к  содержанию  дополнительных  образовательных  программ, утвержденных  Приказом  МОПО  от   18.06.1997 г. №1221  и  опирается  на  Рекомендации  по  итоговой  государственной  аттестации  слушателей  учреждений  дополнительного  профессионального  образования (письмо  Минобразования  РФ  21.11.2000  № 35 – 52 – 172 ин 35 / 29).
В  целом  программа  ориентирована  на  педагогов,  неудовлетворенных  уровнем  своего   профессионализма,   стремящихся  к  совершенствованию  профессионального  мастерства. Программа  предназначена  для  учителей,  имеющих  стаж  работы  более  10  лет  и  предполагающих  повысить  свою  квалификационную  категорию  до  первой  или  высшей.
Актуальность  создания  подобной   программы  обусловили   те  процессы,  которые  происходят  сегодня  в  образовании  в  целом: освоение  компетентностного  подхода, переход  от  конечного  образования  к  непрерывному  образованию,  пересмотр  содержания и совершенствование  качества  образования,  информатизация  и т.д.
В   таких  условиях  работа  учителя  все  более  осложняется:
 -  введение  в  практику  школы  предпрофильной  подготовки, профильного  обучения  и  ЕГЭ  требуют  от  учителя  понимания  смысла  происходящих  процессов,  умений качественно  выполнять  свои  функции   в  связи  с  этими  нововведениями; 
 -  повышаются  требования  к    мастерству  и  квалификации  учителя,  уроки  приобретают  качественно  иной  характер (творческий,  развивающий  и  т.п.),  что  ставит  учителя  в  ситуацию совершенствования  своей  профессиональней  компетентности;
 -  у  учителей  возникают  трудности  с  адаптацией  к  неожиданным  методически  сложным  поворотам  учебно-воспитательного  процесса  не  только  из-за  включения  в  него  новых  технологий  обучения,  но  из-за  особенностей  и  необходимости  дифференциации,  как  самой  школы,  так  и  внутри  класса,  а  также  из-за  интеграционных  процессов,  происходящих  в  среде  естественно – научных  дисциплин;
-  в  школу  пришли  различные  учебные  программы  и  учебники,  которые  необходимо  профессионально  грамотно  оценить  и  сделать  свой  выбор,  что  также  требует  от  учителя  определенных  умений  и  квалификации.
Происходящие  изменения  обострили  проблему  функциональной  неграмотности,  то  есть  «неспособности  работника  эффективно  выполнять  свои  профессиональные  функции …,  несмотря  на  полученное  образование» (Г.Л. Ильин, С.21). Приобретенные  ранее  профессиональные  знания  быстро  устаревают,  теряют  свою  актуальность,  не  соответствуют  предъявляемым  требованиям. «Необходимость  устранения  функциональной  неграмотности  породила  идею  непрерывного  образования» (там  же),  которая  и  легла  в  основу  содержания  данных  курсов. 
Ц е л и:
В  основу  программы  положены  деятельностный и  гуманитарно-системный  подходы.  Программа  ориентирована:
Все  это  может  быть  реализовано  через  особую  структуру  построения  содержания  длительного  повышения  квалификации,  состоящую  из  логически  увязанных  между  собой  тематических  блоков  и  видов  деятельности  внутри  них.
Первый  раздел  программы  «Философско-методологические  основы  образовательной  деятельности  педагога»  направлен  на  информирование  и  профессиональное  самоопределение  слушателей  как  активных  субъектов  образовательной  политики.  В  этот  раздел  включены  вопросы  по  философии,  социологии  и  методологии  образования,  образовательному  праву  и  образовательной  политике.  Изучение  этих  проблем  будет  проходить  через  лекции и  семинары,  темы  последних   указаны  ниже   вместе  с  вопросами  для  подготовки.
Второй  раздел «Психолого-педагогические  основы образовательной  деятельности  педагога» призван  обеспечить  ознакомление  педагогов  с  новейшими  достижениями  и  приоритетами  в  области  психологической  и  педагогической  науки  и  практики,  а  также  с  ключевыми  проблемами  современного  образования – гуманизацией  и  дифференциацией  образования,  вопросами  здоровьесберегающей  педагогики  и  эффективного    использования  развивающих  технологий  в обучении. Формы  изучения  данного  тематического  раздела  следующие: лекции,  тренинг,  практикумы,  семинары,  деловая  игра (темы  указаны  в  содержании  раздела). Здесь предполагается  самостоятельная  деятельность  слушателей  по  подготовке или  завершении  тех  или  иных  работ,  предусмотренных  учебным  планом.   
Третий  раздел  «Педагогическая  мастерская  педагога»  ориентирован  на  совершенствование  знаний  и  умений   учителей  химии  в  области  обучения  предмету.  Здесь  значительное  внимание  уделяется  осознанию  и   осмыслению  каждым  слушателем  своих  личных  проблем   в осуществлении  предметного  образования  и    поиск   оптимальных  вариантов  поведения  учителя,  ориентированных  на  развитие  учащихся.   Для  этого  используются  соответствующие  формы  повышения  квалификации (практические  занятия  по анализу  и  моделированию  уроков,  тренинги  личностно – профессионального  роста,  дискуссии  во  время  лекций,  имитационная  игра,  выездные занятия). Темы  также  указаны  в  содержании  раздела.
К  каждой  теме  сформулированы  вопросы,  на  которые  слушатели  должны  уметь  ответить  по  окончанию  изучения  раздела  или  устно,  или  письменно  в  контрольной  работе,  составленной  из  этих  вопросов. 
Для  каждой  темы  предложен  список  основной  литературы,  с  помощью  которой  можно  изучить  указанные  вопросы  содержания.
Данная  программа  представляет  собой  инвариантную  часть  длительного  повышения  квалификации.  Вместе  с  тем  такие  темы,  как  «Методология  практической  педагогической    деятельности», «Современные  технологии  обучения», «Современный  урок»,  «Технология  саморазвития  педагога», «Педагогическое  творчество  учителя»  могут  быть  развернуты:  количество  часов  может  быть  увеличено  до  36 или   72 - х  часов  в  зависимости  от  потребностей  слушателей. 
С  целью  более  полного  удовлетворения  профессиональных  запросов  слушателей  в  содержании  программы  предусмотрена  вариативная  часть -  курсы  по  выбору  с  различной  тематикой (см учебно-тематический  план). Краткое  содержание  курсов  по  выбору  представлено  в  Приложении.  Данные  курсы   выбираются  слушателями  в  течение  первой  недели  обучения  в  зависимости  от  выявленных  профессиональных    затруднений  и  запросов.  В  целом  вариативная  часть  программы  направлена  на  решение  индивидуальных  профессиональных  проблем.
Форма  обучения  по  данной  программе  может  быть  разной:
Независимо  от  формы  обучения  слушатели  выполняют  курсовой  проект  по  выбранной  теме,  который  является   основной   частью  комплексного  зачета. 
Программой  предусмотрено  определение  уровня  подготовки  слушателей  на  основе  разработанных  требований  к  знаниям  и  умениям  учителя  на  разных  этапах  проведения  повышения  квалификации  во  время  семинарских  и  практических  занятий.
Работа  учителя  на  курсах  начинается  с  входного  контроля – предварительного  определения  имеющихся  у  него  профессиональных  знаний,  умений,  навыков,  выявления  профессиональных  проблем  и  отношения  к  происходящим  в  образовании  процессам. Учителя  отвечают  на  вопросы  анкеты – опросника,  а  также  работают  с  различными  диагностическими материалами.  Анализ  ответов  позволяют  сделать  определенные  выводы  относительно  их  профессиональных  качеств  и проблем  и  на  этой  основе  скорректировать  учебный  план  повышения  квалификации. 
Все  последующее   участие  педагогов  в  работе  курсов  подвергается  так  называемому  промежуточному  контролю,  когда  учителя  в  ходе  проходящих  семинаров,  практикумов,  тренингов  и  т.п.  при  обучении  с  отрывом  от  работы  или  самостоятельной  работы  при  заочном  обучении  через выполнение  различных  контрольных  заданий осваивают  учебный  материал  и  анализируют  происходящие  изменения  в  их  умениях  и  навыках  (самоконтроль). Одной  из  главных  составляющих  промежуточного  контроля  является  представление  слушателем   своей  педагогической  мастерской,  во  время  презентации  которой  учитель  обобщает  свой  педагогический  опыт  и  показывает  мастер - класс  по  одной  из  выбранных  им  тем.
Завершается  длительное  повышение  квалификации  независимо  от  формы  обучения   итоговой  аттестацией - зачетом,  состоящим  из    защиты  курсового  проекта, над  которым  слушатель  работал  весь  период  обучения. При  этом  в  зависимости  от  индивидуальных  интересов  и  запросов  слушателей  содержание  и  требования  к  курсовому  проекту  разные.  Для  одних  актуальным  является  завершение  работы  над  аттестационным  рефератом,  для  других – это  может  быть  только  теоретическое исследование  проблемы и  т.п. Отсюда  и  форма  представления  итоговой  аттестационной  работы  будет  различной, что  обсуждается  со  слушателями  заранее.
Завершение  курсов  сопровождается  рефлексией,  во  время  которой  слушатели в  свободной  форме  описывают    впечатления   о результатах  и  качестве  своего  участия  в  учебном  процессе,  анализируют   произошедшие  изменения   в  их  профессиональных  представлениях  и  умениях.
Обязательным  требованием  является  формулирование  педагогом   учебного  задания   для   самообразования на  межкурсовой  период  с  учетов  выводов  всех  промежуточных  диагностик.