Аннотация
к программе
длительного повышения квалификации «Математика»
Ведущая цель
курсов длительного повышения квалификации – повышение профессиональной
компетентности учителя математики.
Для достижения
цели преподаватели и методисты, работающие по представленной программе, решают
следующие задачи:
Поддержать и
развить интерес учителя к теории и практике модернизации образования, переходу
школы от традиционной модели процесса обучения к модели развивающего обучения.
Помочь учителю
овладеть основами современных технологий личностно ориентированного обучения.
Подготовить
учителя к предпрофильной работе с учащимися и работе в профилированной старшей
школе.
Развить
профессиональные умения учителя, связанные с прогнозом, конструированием
учебного процесса и мониторингом достижений школьников в контексте
прагматической и социально-личностной компетентностей.
В основу
построения программы был положен модульный принцип структурирования содержания.
Программа включает в себя следующие блоки модулей, призванных создать
психолого-педагогическое, методологическое, дидактическое и т.д. обеспечение
процесса развивающего обучения.
Программа
складывается из обязательной подпрограммы и вариатива (подпрограммы по выбору
учителя) и предполагает непрерывное отслеживание динамики изменений состояния
профессиональных знаний, умений и навыков учителя.
Курс рассчитан
на 120 аудиторных часов и режим работы по 6-8 часов в день. В программе
предусмотрено время для самостоятельной работы слушателей и для занятий по
выбору на спецкурсах.
Программа
включает в себя следующие блоки:
Общество и
образование (модуль 1 «Философско-методологические проблемы образования»,
модуль 2 «Образовательная политика»).
Психолого-педагогические
основы образовательной деятельности (модуль 3 «Психология образования», модуль
4 «Педагогика», модуль 5 «Современные образовательные технологии»).
Методика
математики. Модуль 6 «Актуальные проблемы математического образования».
Спецкурсы по
выбору слушателей.
В первом блоке
Общество и образование рассматриваются вопросы государственной политики в
области образования; нормативно-правовые основы образовательной деятельности;
проблемы стандартизации и качества образования; философские вопросы школьного
образования; проблемы методологии математики и их отражение в школьном
преподавании. А также включены по образовательному
праву и образовательной политике, изучение которых позволит слушателям
сориентироваться в современных требованиях к системе образования в целом.
Во втором
блоке Психолого-педагогические основы образовательной деятельности будут
рассмотрены современные психологические концепции развития личности, раскрыта
системообразующая роль педагогического знания в становлении и развитии
современного образовательного процесса, современное состояние и тенденции
развития обучения и воспитания. Учителю будет представлена палитра современных
образовательных методик и технологий, которые можно использовать в преподавании
математики.
В третьем
блоке «Методика математики» представляют учителю проблемы преподавания
математики в условиях современной школы. На занятиях рассматриваются вопросы,
связанные с процессом модернизации школы и изменением содержания школьного
курса математики, учебно-методическое обеспечение предмета. В рамках этого
модуля проводятся практикумы проектирования рабочих программ учителя и программ
элективных курсов. «Методика обучения математике» данный раздел посвящен
проблемам современного урока математики, его структуры, содержания и анализа.
Рассматриваются новые требования и подходы к организации итоговой аттестации
выпускников 9-х и 11-х классов. «Современные образовательные технологии» в этом
разделе учителю будет представлена палитра образовательных технологий, которые
можно использовать в преподавании математики. Особое внимание уделяется
проблемам дифференциации и индивидуализации процесса обучения. По окончании
работы слушатели смогут выбрать для себя оптимальное сочетание педагогических
технологий для работы в школе.
В четвёртом
блоке Спецкурсы по выбору слушателей представлен большой набор вариативных
курсов по разным направлениям. Каждый слушатель должен определить для себя
направление своей индивидуальной работы на курсах и определить значимые
проблемы для изучения в объеме 16 часов.
Большая часть
модулей предусматривает практическую и самостоятельную работу учителей по
предлагаемым вопросам, выход в школы, зачеты, контрольные работы. В связи с
новизной предлагаемого материала, в обучении слушателей предполагается широко
использовать не только научные знания, но передовой опыт, а также
экспериментальные разработки, подготовленные учеными и практическими
работниками в ходе эксперимента по модернизации образования.
Программа
ориентирует на использование форм и методов активного обучения слушателей,
создает условия для дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Идея
дифференциации реализуется через предоставление слушателю права выбора объёма и
сложности самостоятельных и контрольных работ, практикумов, тем спецкурсов,
целью которых является расширение знаний, практических умений и навыков,
необходимых учителю в его профессиональной деятельности.
В рамках
каждого модуля предусмотрены различные виды контроля (зачет, проектирование
системы уроков или программы и защита проекта, контрольная работа и т.д.). По
завершении курсов проводится аттестация слушателей.
Программа
включает в себя учебно-тематический план, содержание программы длительного
повышения квалификации и его распределение во времени, список рекомендуемой
литературы к модулям курса, приложения.