Аннотация

к образовательной программе профессиональной  переподготовки  «Безопасность жизнедеятельности»

Программа  профессиональной  переподготовки  Безопасность жизнедеятельности адресована педагогам, ведущим образовательную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Эта программа  основывается  на  положениях  Концепции  повышения  квалификации,  одобренной  Ученым  советом  ЧИПКРО (март  1998 г.)  и  учитывает  Требования  к  содержанию  дополнительных  образовательных  программ, утвержденных  Приказом  МОПО  от   18.06.1997 г. №1221, а также  в соответствии с положениями стандарта высшего профессионального образования по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» квалификация - учитель безопасности жизнедеятельности.

Концепция   общего образования, определяя приоритетные задачи, выделила как основную,  улучшение  качества  школьного   образования. Школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков и что самое важное, способствовать приобретению школьником опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т. е. ключевых компетентностей, которые, и определят качество образования по предмету. Содержание образования приобретает личностный смысл, деятельностный характер, практическую направленность. Современные  социокультурные, экологические  и  экономические  потребности  человечества  выдвигают  естественные  науки  на  одно  из  главных  мест.  Среди них следует выделить такой как «Основы безопасности жизнедеятельности.    Его главная цель – формирование у школьников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих условиях, оказание помощи пострадавшим, стать  эффективным средством формирования культуры безопасного поведения. Достичь этой цели можно в том случае, если в основе обучения найдут место определенные положения, вытекающие из основных закономерностей теории обучения, в виде специально разработанной системы принципов обучения.
Таким образом, определилась цель программы: приобретение и обновление знаний, специальных и общекультурных, приобретение умений     и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области основ безопасности жизнедеятельности, призвано способствовать содержание программы.  
Педагогам предлагается как очная, так и заочная формы обучения.    Во  время  очного  обучения  (сессии) слушатель участвует в лекционных, практических  и  семинарских   занятиях. Во  время  заочного  обучения (между  сессиями)  в   программе  переподготовки  предусмотрены  вопросы  для  самостоятельного  изучения  определенных  тем,  задания  для  подготовки  к  предстоящим  во  время очного обучения семинарам,  выполнение  обязательных  контрольных  работ,   проектирование программ разной направленности и так далее.
Программой  предусматривается  четыре  сессии,  которые  будут  проводиться  в  течение  учебного  года. Каждая  сессия  включает  в  себя  контрольные срезы по  разделам  учебно-тематического  плана.
Первые  разделы  программы «Философские, методологические и социологические проблемы образования», «Психолого-педагогические проблемы образования» посвящены изучению философских  оснований профессионально-педагогической деятельности. Проблемам  становления  и   развития   образования, новейшими  достижениями  и  приоритетами  в  области  психологической,  педагогической  науки  и  практики, эффективного    использования  развивающих  технологий  в обучении. Изучение  разделов  позволит  слушателям  сориентироваться  в   содержании,    научном  аппарате,  источниках,  современных  проблемах  и  перспективах образования, в том числе по вопросам образовательной политики и образовательного права в условиях перехода на стандарты второго поколения и реализации национальной инициативы «Наша новая школа».  
Тематика  раздела «Социология безопасности», направлена на овладение теории социологии безопасности и практическим умением анализа социологических  прогнозов и разработки рекомендаций по безопасности в  учреждении образования
Четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый разделы программы направлены на изучение  тем, которые являются основополагающими в  содержании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.
Десятый раздел  «Содержание  и  методика  обучения  предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», направлена на подготовку специалиста в вопросах методики предмета, в него включены научные и организационно-педагогические основы обучения безопасной жизнедеятельности. Здесь  значительное  внимание  уделяется  осознанию  и   осмыслению  каждым  слушателем  своих  личных  проблем,  в  том  числе  и  теоретического  характера,   в осуществлении   образования  по предмету  при переходе на новые стандарты образования и    поиск   оптимальных  вариантов  поведения  учителя,  ориентированных  на  развитие  учащихся. Для  этого слушателю предлагаются для работы такие  формы как анализ  и  моделирование  уроков,  тренинги  личностно – профессионального  роста,  дискуссии,  имитационные и деловые игры, проектировочная и аналитическая деятельность  и  т.п. Успешности  будет способствовать проводимая на рабочем месте стажировка. 
Данная  программа  представляет  собой  инвариантную  часть  переподготовки  учителей.  Она может быть реализована в различных, по выбору слушателя, формах  обучения.
Очно-заочная форма реализации учебного  плана  предполагает работу   учителя  в  виде  прослушивания  лекций  и  участия  на  практических  занятиях  с  частичным  отрывом  от  производства, самостоятельную работу между сессиями. Многие виды самостоятельных работ слушатель будет выполнять на территории проживания, что даст возможность, проведя исследование проблемы, на основе анализа полученных данных, разработать или корректировать дальнейшую свою работу.
Учебный  план  может  изучаться    самостоятельно    по  соответствующей  литературе,  указанной  в  методических  рекомендациях,  с  выполнением  определенных  контрольных  заданий. Для этого составляется индивидуальный график на выполнение всех видов работ.
Независимо  от  формы  обучения  слушатели  сдают  зачеты  по  разделам и  выполняют  проекты  по  предлагаемой   тематике,  которые  являются   основной   частью  комплексного  подведения  итогов  обучения.                   
Работа  учителя  на  курсах  независимо  от  формы  обучения    начинается  с входного контроля, который дает возможность  предварительного  определения  имеющихся  у  него  профессиональных  знаний,  умений,  навыков  и  отношения  к  происходящим  в  образовании  процессам.
Все  последующее   участие  педагогов  в  работе  курсов  подвергается  так  называемому  промежуточному  контролю,  когда  учитель  в  ходе  проходящих  дискуссий, собеседований,  практикумов,  тренингов,  деловых  игр  и  выполнения  тестовых  заданий  определяет  происходящие  изменения  в    умениях  и  навыках  (самоконтроль).  При  этом лекторы  и  сами  слушатели   получают  возможность  сделать  выводы  об  эффективности    проводимых  занятий.  По  итогам  изучения  отдельных разделов и тем слушатели  выполняют  те или иные по форме контрольные  задания,  которые  указаны  в  программе.    Изучение  ряда  тематических  разделов  завершается  зачетом.     
Заканчивается  переподготовка  независимо  от  формы  обучения, участием педагога в  научно-практической конференции по проблеме «Культура здоровья и культура безопасности участников образовательного процесса – проблема государственная».