Аннотация

к образовательной программе повышения квалификации «Физическая культура»

Программа  составлена  в  соответствии  с  Типовым  положением  об  образовательном  учреждении  дополнительного  профессионального  образования  (повышения  квалификации)  специалистов,  утвержденным  постановлением  Правительства  РФ  от  26.06.1995 № 610,  с  учетом внесенных  в  него  изменений  и  дополнений (постановление  Правительства  РФ  от  10.03.2000 № 213).  На основании Приказа  Минобразования  России  от  03.04.2000 №961. С учетом  Требования  к  содержанию  дополнительных  образовательных  программ, утвержденных  Приказом  МОПО  от   18.06.1997 г. №1221   и  опирается  на  Рекомендации  по  итоговой  государственной  аттестации  слушателей  учреждений  дополнительного  профессионального  образования (письмо  Минобразования  РФ  21.11.2000  № 35 – 52 – 172 ин 35 / 29).
Данная  программа  предназначена  для  учителей,  имеющих  стаж  работы  более  5  лет.  Актуальность  создания     программы  обусловили     процессы,  которые  происходят  сегодня  в  образовании  в  целом и  в преподавании предмета «Физическая культура». Содержание программы создает условия  слушателям  ориентироваться  в   содержании,    научном  аппарате,  источниках,  современных  проблемах  и  перспективах образования, в том числе по вопросам образовательной политики и образовательного права в условиях перехода на стандарты второго поколения и реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Повышение  требований  к    мастерству  и  квалификации  учителя, так как  образовательный процесс  приобретает  качественно  иной  характер (творческий,  развивающий  и  т.п.), ставит  педагога  в  ситуацию совершенствования  своей  профессиональной  компетентности. У  учителей  возникают  трудности  с  адаптацией  к  динамично изменяющейся ситуации в образовательном процессе, с  овладением  современных  технологий  обучения и воспитания,  необходимостью  дифференциации и  интегрирования    учебного материала.  Кроме того, приобретенные  ранее  профессиональные  знания  быстро  устаревают,  теряют  свою  актуальность,  не  соответствуют  предъявляемым  требованиям  сегодня.  Все вышеперечисленное определило цель данной программы повышение уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры для освоения современных методов решения профессиональных задач.
Первый раздел программы  «Философские, методологические и социологические проблемы образования» направлен на расширение общекультурных и специальных знаний. В этот раздел включено рассмотрение проблем философских и методологических аспектов образования, правовых основ образовательной деятельности и образовательной политики в аспекте национальной инициативы «Наша новая школа» и перехода на стандарты второго поколения. Это позволит педагогам быть информированными о происходящих изменениях в образовании.
Второй раздел «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности» призван ознакомить педагога с особенностями и содержанием стандартов второго поколения. Новейшими достижениями педагогической и психологической науки и практики, инновационными процессами в образовании, а также с ключевыми аспектами современного образования: индивидуализацией и дифференциацией образования, проблемами здоровьесберегающей педагогики, развития образовательных технологий и проектной деятельности, эффективного    использования  развивающих  технологий  в обучении. Формы  изучения  данного  тематического  раздела  следующие: лекции,  тренинг,  практикумы,  семинары,  деловая  игра (темы  указаны  в  содержании  раздела). Здесь предполагается  самостоятельная  деятельность  слушателей по  подготовке работ,  предусмотренных  учебным  планом.     К  каждой  теме  сформулированы  вопросы,  на  которые  слушатели  должны  уметь  ответить  по  окончанию  изучения  раздела  или  устно,  или  письменно  в  контрольной  работе,  составленной  из  этих  вопросов.
Третий  раздел  «Теоретические и методические особенности современного преподавания предмета «Физическая культура»» ориентирован  на  совершенствование  знаний  и  умений   педагогов в  области  обучения  предмету.  Здесь  значительное  внимание  уделяется  осознанию  и   осмыслению  каждым  слушателем  своих  личных  проблем     поиска   оптимальных  вариантов  учебно-воспитательного процесса    ориентированного  на  развитие  учащихся, на формирования культуры здоровья и культуры здорового образа жизни личности.   Практические  занятия  по анализу  и  моделированию  уроков,  тренинги  личностно – профессионального  роста,  деловые  игры,  создание проектов, такие формы организации работы предусмотрены программой. Значительное место займет самостоятельная работа слушателя.
Курсы  по  выбору   представляют  собой  вариативную  часть  длительного  повышения  квалификации.  Педагогам представляется возможность реализовать свои потребности.
Предлагаются следующие формы  обучения:
Во-первых, учебный  план  может  изучаться  учителями  в  виде  прослушивания  лекций  и  участия  в  практических  занятиях  во  время  очной  формы  обучения;
Второй вариант – это учебный  план  может  изучаться    самостоятельно    по  соответствующей  литературе,  указанной  в  методических  рекомендациях,  с  выполнением  определенных  контрольных  заданий.
Программой  предусмотрено  определение  уровня  подготовки  слушателей  на  основе  разработанных  требований  к  знаниям  и  умениям  педагогов на  разных  этапах  проведения  повышения  квалификации по программе  «Физическая культура».
Работа  учителя  на  курсах  независимо  от  формы  обучения    начинается  с  входного  контроля – предварительного  определения  уровня его  профессиональных  знаний,  умений,  навыков, а так же запросов слушателей. Он проводится на основе диагностической карты, включающей все аспекты педагогической деятельности учителя, а также, максимальное содержание основных разделов и тем учебного плана. Их  ответы  позволяют  сделать  определенные  выводы  относительно  их  профессиональных  качеств  и  на  этой  основе  скорректировать  учебный  план  повышения  квалификации.  Промежуточным  контролем являются выполняемые работы по созданию проектов, аналитические материалы, участие в дискуссиях, участие в  тестировании, выполнение  заданий и т.д.   Итоговый  контроль проводится в форме  комплексного  зачета.